Кредитный скоринг и для чего он нужен
Прибыль, получаемая банковскими учреждениями и микрофинансовыми организациями, во многом зависит от возврата заемщиками денежных средств. Прежде чем выдать займ, компания оценивает кредитный портфель клиента. Все данные о нем заносятся в кредитную историю, сведения в которой заложены в основу кредитного скоринга.
Плюсы и минусы скоринга
Кредитный скоринг имеет достоинства и недостатки как для кредитора, так и для его клиента.
Среди сильных сторон:
- финансовой компании не нужно содержать большой штат сотрудников – обработка заявки осуществляется автоматически;
- решение принимается за несколько минут – клиент будет знать ответ сразу;
- отсутствует человеческий фактор и предвзятое отношение к заемщику со стороны сотрудника учреждения;
- банк получает нужную информацию: работа, уровень дохода, социальный статус;
- данные, которые оставил клиент в анкете, остаются в системе скоринга и используются при других рассмотрении других заявок на кредит.
Кредитный скоринг имеет и минусы:
- программное обеспечение дает оценку не человеку, как личности, а анализирует его ответы на вопросы. Этим часто пользуются мошенники, которые знают, как «правильно» заполнить заявку;
- система не принимает в учет поведение клиента, который ранее не брал кредиты или получал отрицательные ответы от банков;
- система все еще нуждается в доработках и обновлениях.
Разновидности скоринга
Скоринг делится на четыре категории:
- Кредитоспособность клиента – прогноз финансового положения человека на срок использования займа
- Скоринг заёмщика. Это стандартный вариант, используемый 90% банков, которые выдают кредиты физическим лицам. Клиент в банке или онлайн заполняет анкету, и через пару минут получает решение
- Скоринг, если клиент имеет задержки по выплате кредита. Специалисты банка проверяют личность с целью получения информации о его платежеспособности. Часто этот вид скоринга проводят перед подачей искового заявления в суд
- Скоринг мошенничества. Программное обеспечение анализирует информацию о человеке для того, чтобы распознать мошеннические действия.
Какую информацию анализирует кредитный скоринг
Многие люди, планирующие взять кредит, хотели бы знать, какую информацию рассматривает система скоринга:
- Семейное положение, количество детей, а также людей, находящихся на иждевении
- Возраст – зачастую максимальный балл по скорингу получают люди в возрасте от 30 д 40 лет
- Кредитная история – если человек ранее брал и погашал кредиты без задержек, с высокой вероятностью он получит положительный ответ
- Трудовая деятельность – высокий бал получают клиенты, которые трудоустроены официально
- Должность – чем престижней профессия, тем выше балл
- Заработок – чем выше заработная плата, тем выше сумма займа
- Кредитная нагрузка – важный параметр, который укажет банку, какие долговые обязательства есть у клиента
- Движимое и недвижимое имущество во владении – система расценивает автомобиль и квартиру как возможные предметы залога
- Наличие дополнительного дохода – если клиент может подтвердить дополнительный заработок, скоринговый балл будет выше.
Также кредитный скоринг анализирует паспортные данные, актуальность номера телефона, адреса. Невзирая на тщательную проверку, скоринг не может предвзято относится к клиенту. Если кредит оформляется в банке или, например, в магазине, сотрудник, который предоставляет услугу, может написать свой комментарий, например, отметить странную речь, небрежный внешний вид, алкогольное опьянение.
Оценка клиента посредством скоринга используется многими финансовыми компаниями. Подобный способ проверки не исключает выдачу средств неплатежеспособным клиентам, однако их число бесспорно уменьшается.
Комментарии
Отправить комментарий